
Энцик. до были наемниками у царства Аскапоцалько.
Рядом с храмом бога войны - храм бога дождя Тлалока
То, что называется цивилизацией ацтеков - создание на первом этапе 7 племен: хочимилька, чалька, текпанека, аколуа, тлауика, тласкальтека и ацтеки. Ацтеки - самые воинственные.
1. Ацтеки или теночки (пришедших в долину в XII в.) заложили Теночтитлан около 1325 г. на острове озера Тескоко.
Легенда связывала его основание со следующими событиями. Якобы по велению свыше ацтеки покинули свою древнюю родину Астлан (местонахождение которой еще точно не установлено)(Остров Астлан - там где живут цапли; от этого слова произошло название ацтек. Ученые склоняются, что Астлан находился на севере Калифорнийского залива - топонимы под влиянием языка науатль) и направились на юг в поисках более подходящего места для поселения. По словам жрецов (или бога Уицилопочтли), они должны были обосноваться там, где обнаружат орла, пожирающего змею. Долго странствовали ацтеки, пока наконец не пришли в обширную долину с озером, посреди которого находился остров. В центре его виднелись скалы, а в расщелине между ними рос кактус. Внимательно рассматривая открывшуюся их взорам картину, индейцы заметили большого орла, сидевшего на кактусе и разрывавшего клювом змею, которую он держал в когтях. Обрадованные ацтеки поняли, что это именно то место, которое они ищут, и поселились там. Так, по преданию, было положено начало городу, названному по имени ацтекского вождя Теноча Теночтитланом.
2. В 1426 г. Теночтитлан вступил в союз с Тескоко и Тлакопаном. Война носила крайне жестокий характер, длилась с 1427 по 1433 г. и закончилась полным разгромом тепанеков. Сломив господство тепанеков, союзники стали воевать с соседними племенами и постепенно подчинили себе всю долину Анахуак (Анаук) и в ходе продолжавшихся войн сумели распространить свою власть на всю Центральную Мексику.
Осуществился переход от военной демократии к раннеклассовому рабовладельческому обществу. О том, что ацтеки вступили в качественно новый этап исторического развития, свидетельствует и тот факт, что Ицкоатль приказал уничтожить древние ацтекские хроники. По-видимому, в них содержались свидетельства не только слабости и унижений ацтеков в прошлом, но и демократических порядков; и то и другое правящая верхушка, естественно, старалась вытравить из памяти простого люда.
Будучи преемниками и наследниками более древних индейских цивилизаций этого региона, они усвоили культуру, сложившуюся там в итоге длительного и сложного процесса развития. С возвышением в начале XV в. Теночтитлана наступил период ее расцвета.
3. Основой хозяйства ацтеков являлось земледелие, базировавшееся на искусственном орошении. Главной сельскохозяйственной культурой была кукуруза, дававшая обильный урожай даже при крайне низком уровне агротехники. Разводились также бобы, тыква, томаты, какао, хлопок, табак. Из домашних животных и птиц ацтеки знали лишь собаку, индюка, некоторые породы кур и уток.
На довольно высоком уровне находилась строительная техника, позволявшая сооружать плотины, каналы, дамбы, а также жилые дома из кирпича-сырца или камня и свайные постройки. На рынках Теночтитлана и других городов велась оживленная меновая торговля.
Чинампас - создание садов и огородов на акватории неглубоких озер. Плоты из тростника и дерева привязывались к сваям и покрвались илом. Итог: вода под рукой, прохлада водоема, рыба.
4. Как указывал Ф. Энгельс, общественный строй объединения, возглавлявшегося ацтеками, представлял «союз трех племен, подчинивший и превративший в своих данников несколько других племен; он управлялся союзным советом и союзным военачальником...» '. В то же время в своих внутренних делах каждый из союзников сохранял полную самостоятельность.
Осуществился переход от военной демократии к раннеклассовому рабовладельческому обществу. О том, что ацтеки вступили в качественно новый этап исторического развития, свидетельствует и тот факт, что Ицкоатль приказал уничтожить древние ацтекские хроники. По-видимому, в них содержались свидетельства не только слабости и унижений ацтеков в прошлом, но и демократических порядков; и то и другое правящая верхушка, естественно, старалась вытравить из памяти простого люда.
Будучи преемниками и наследниками более древних индейских цивилизаций этого региона, они усвоили культуру, сложившуюся там в итоге длительного и сложного процесса развития. С возвышением в начале XV в. Теночтитлана наступил период ее расцвета.
3. Основой хозяйства ацтеков являлось земледелие, базировавшееся на искусственном орошении. Главной сельскохозяйственной культурой была кукуруза, дававшая обильный урожай даже при крайне низком уровне агротехники. Разводились также бобы, тыква, томаты, какао, хлопок, табак. Из домашних животных и птиц ацтеки знали лишь собаку, индюка, некоторые породы кур и уток.
На довольно высоком уровне находилась строительная техника, позволявшая сооружать плотины, каналы, дамбы, а также жилые дома из кирпича-сырца или камня и свайные постройки. На рынках Теночтитлана и других городов велась оживленная меновая торговля.
Чинампас - создание садов и огородов на акватории неглубоких озер. Плоты из тростника и дерева привязывались к сваям и покрвались илом. Итог: вода под рукой, прохлада водоема, рыба.
4. Как указывал Ф. Энгельс, общественный строй объединения, возглавлявшегося ацтеками, представлял «союз трех племен, подчинивший и превративший в своих данников несколько других племен; он управлялся союзным советом и союзным военачальником...» '. В то же время в своих внутренних делах каждый из союзников сохранял полную самостоятельность.
Императорские приблеженные - жрецы - знать - торговцы - свободные члены общества - рабы.
Использование рабского труда. Рабы: кальпулии - те, кого изгоняли из общин; отец мог продать в рабство детей; каждый взрослый самого себя; воры, не способные компенсировать потери пострадавшего; мужчина, от которого беременела рабыня, становился рабом ее хозяина; родственники совершившего предательство.
Предводитель сначала выборный, а потом наследовалось.
Армия очень важна. Кроме жрецов и рабов все участвовали в ратном деле. Вооружение: лук, копье, тесак из дерева с кременвым лезвием.
Кальпулли (Большой дом)- 20 территориальных общин.Все земли: общие и индивидуальные. Если земля не обрабатывалась в течение 2 лет - становились рабами.
5. Частые войны способствовали возникновению имущественного неравенства, так как наиболее отличившиеся воины получали большую, чем другие, долю при дележе добычи и распределении земельных наделов.Рабство стало постоянным институтом ацтекского общества.


Теночтитлан как Венеция. Соединен с берегом мостами, вместо улиц каналы.
У них был солнечный календарь, построенный в основном по календарной системе майя. Письменность, напоминавшая по типу тольтекскую, находилась в зачаточном состоянии. Она была пиктографической, с некоторыми элементами иероглифического письма. (Унаследовали от майя)
Полихромная керамика.
Статуя бога Шочипилли.
7. Религия ацтеков характеризовалась многобожием. Центральное место в их пантеоне занимал почитавшийся еще тольтеками бог войны Уицилопочтли, в честь которого производились массовые кровавые человеческие жертвоприношения ( в основном захваченные пленные)
Религиозные воззрения не совпадали с другими племенами.
Создание Вселенной: Тескатлипока (ночи, звездного неба) и Кецалькоатль (создатель культуры) сотворили мир из чудовища Тлальтекутли (см. рис), разодранного на 2 части.
4 эры:
1. 4008 лет - Тескатлипока - верховное божество в образе солнца.
Ягуары истребили племя гигантов.
2. 4010 лет - Кецалькоатль.
Ураганы, уцелевшие люди превратились в обезьян.
3. Тлалок.
Огненный дождь, пожар.
4. 5042 года - Чальчиутликуэ (богиня пресных вод).
Потом, люди превратились в рыб.
5. Тонатиу
Каталклизмы.
Строение Вселенной:
Горизонатльно: 4 части света и центр. В центре бог огня Шиутекутли.
На востоке - бог воды, дождей и грозы Тлалок и бог охоты , туч и звезд Мишкоатл. Восток - страна изобилия.
На юге - бог весны и сева Шипе-Тотек и бог весенней растительности и веселья.
На западе - дом планеты Венера, бог Кецалькоатль.
На севере - бог смерти, подземного мира.
Вертикально: 13 небес (на каждом бог, чем значительнее, тем выше) и 9 преисподней (попасть туда не так прости, 4 дня, опасности, в конце широкая река, переплыть на спине собаке)
Ритуальные развлечения:
воладор
Жертвоприношения зависили от бога. Богу войны - сердцу, богу запретной любви - путас, богу Тлалоку - утопленных детей.
Подобие гладиаторских боев в честь бога Хипе. Пленники против ягуара и орла.
Праздник Токстатль. Красивый юноша пленник представлял бога, затем ему вырывали сердце.
В духовной культуре довольно сильно были и тенденции стихийного материализма и рационалистического подхода ко многим явлениям. Так, некоторые мифы (о борьбе богов Кецалькоатля и Тескатлипоки, о рождении и гибели Солнц, т. е. миров) олицетворяют в аллегорической форме борьбу четырех стихий: воды, земли, воздуха и огня тех самых, которые были хорошо известны на Древнем Востоке и оказали значительное влияние на выработку материалистических философских воззрений у древних греков.На юге - бог весны и сева Шипе-Тотек и бог весенней растительности и веселья.
На западе - дом планеты Венера, бог Кецалькоатль.
На севере - бог смерти, подземного мира.
Вертикально: 13 небес (на каждом бог, чем значительнее, тем выше) и 9 преисподней (попасть туда не так прости, 4 дня, опасности, в конце широкая река, переплыть на спине собаке)
Ритуальные развлечения:
воладор
Жертвоприношения зависили от бога. Богу войны - сердцу, богу запретной любви - путас, богу Тлалоку - утопленных детей.
Подобие гладиаторских боев в честь бога Хипе. Пленники против ягуара и орла.
Праздник Токстатль. Красивый юноша пленник представлял бога, затем ему вырывали сердце.
8. В правление
Ицкоатла (1428—1440),
Мотекухсомы I (1440—1469),
Ашаякатла (1469—1479) и их преемников велись частые войны, в ходе которых ацтеки одержали победу над народами, жившими в долине Анахуак, и, перейдя через горы, дошли до берегов Тихого океана и Мексиканского залива. Побежденных они облагали данью, иногда отнимали у них часть земли, а многих жителей уводили в плен. Значительная часть пленных приносилась в жертву ацтекским богам.
Подобное отношение ацтеков к подвластным племенам приводило к восстаниям и усиливало сопротивление со стороны тех, кого они пытались подчинить. В последней четверти XV в. серьезное поражение ацтекским войскам нанесли тараски и сапотеки, вспыхнули восстания в Тласкале и Чолуле. Положение еще больше ухудшилось в правление Мотекухсомы II (1503—1520), который безуспешно пытался приостановить начавшийся процесс распада. Наибольших размеров достигла империя при нем.
9. В 1519 г. прибывшие с Кубы испанцы под командованием Эрнана Кортеса, высадившись на юго-западном берегу указанного залива, основали город Веракрус. Используя недовольство угнетаемых ацтеками и враждебных им племен, они сумели привлечь последних на свою сторону. С их помощью завоеватели заняли ацтекскую столицу Теночтитлан, а Мотекухсому II и ряд подвластных ему правителей посредством обмана взяли в плен. От пленников, а также от оставшихся на свободе вождей и старейшин Кортес стал требовать золота. «Не герой он был, не рыцарь, а главарь разбойной шайки»,— писал о нем Генрих Гейне 4.
Энцик. первая встреча Кортеса и Монтесума: Монтесума приподнес 2 золотых ожерелья, в ответ получил стеклянные бусы.
Энцик. первая встреча Кортеса и Монтесума: Монтесума приподнес 2 золотых ожерелья, в ответ получил стеклянные бусы.
10. Население Теночтитлана в мае 1520 г. подняло восстание и изгнало их. Во время панического бегства погибло больше половины отряда Кортеса. Однако уцелевшие нашли убежище в Тласкале, издавна являвшейся заклятым врагом ацтеков. Играя на этих противоречиях, конкистадоры постепенно покорили племена, обитавшие между долиной Анахуак и Мексиканским заливом, а затем и селения, расположенные в самой долине. Изолировав таким образом Теночтитлан, они при содействии союзных индейских племен, несмотря на отчаянное сопротивление защитников столицы во главе с юным Куаутемоком (племянником Мотекухсомы II), в августе 1521 г. овладели городом, почти полностью разрушенным в ходе кровопролитных боев. Развалины его были преданы огню.
11. К концу 20-х годов XVI в. испанцы захватили обширную территорию, простирающуюся от Мексиканского залива до Тихого океана, а также большую часть Центральной Америки. В дальнейшем колонизаторы продолжали свое продвижение на юг (Юкатан) и на север (вплоть до бассейна рек Колорадо и Рио-Гранде-дель-Норте, Техаса и Калифорнии).
Марчук "История и культура Латинской Америки".
Комментариев нет:
Отправить комментарий